Эффективная система охлаждения в автомобиле обеспечивает соответствующие условия работы двигателя, системы отопления и кондиционирования. Одним из важнейших элементов системы охлаждения является радиатор. Он размещен в передней части автомобиля, чтобы его возможно было охлаждать воздушным потоком во время движения. При нагрузках и при очень высоких температурах радиатор охлаждается дополнительно электрическим вентилятором.

Как устроен типичный автомобильный радиатор? Он состоит из верхнего и нижнего резервуара для охлаждающей жидкости, и сердцевины (из сот и трубок), которая расположена между ними. Сердцевина состоит из вертикально расположенных трубок, ребер, дна и зажимов. Такая форма создана для максимально легкой теплоотдачи при потоке воздуха. Радиатор подключен к расширительному бачку охлаждающей жидкости.

К кузову радиатор монтируется с использованием резинометаллических втулок, которые не только выполняют функцию фиксации, но и устраняют вибрации. На сегодняшний день, радиаторы изготавливаются в основном из алюминия.

Устройство радиатора охлаждения двигателя

Чтобы радиатор мог быстро и эффективно отводить тепло, он должен иметь максимально возможную площадь поверхности. Кроме этого, радиатор должен быть изготовлен из довольно тонкого материала, множества тонких трубок и максимального количества ребер

Проблемы с радиатором

Слабое место радиатора – его деликатная конструкция и чтобы вывести систему охлаждения из строя, достаточно лишь небольшого камушка или большого насекомого.

В первое время, механические повреждения возможно было пропаять, но современные радиаторы изготовлены из алюминия, поэтому при возникновении с ними каких-либо проблем – меняются на новые или временно ремонтируются.

Течь радиатора приводит к вытеканию охлаждающей жидкости из системы. Малое количество жидкости в системе быстро приводит к многочисленным проблемам, таким как перегрев двигателя. Это, в свою очередь, из-за потери защитных свойств моторного масла (которое обеспечивает необходимую смазку до определенной температуры), может привести к заклиниванию двигателя.

Радиатор также может быть забит накипью, из-за использования обычной воды вместо охлаждающей жидкости.

Как определить подтекание

Определить повреждение радиатора возможно несколькими способами:

  • прежде всего нужно обратить внимание на то, не нагреется ли двигатель автомобиля быстрее обычного;
  • будет ли вентилятор включаться все чаще и быстрее, когда Вы стоите в пробке или передвигаетесь по трассе;
  • загорается ли на приборной панели индикатор ОЖ без видимой причины;

Что делать

Первое, что нужно сделать это проверить количество и качество охлаждающей жидкости. Если его уровень определенно ниже минимальной нормы, самое время начать искать протекание.

Доступ к радиатору затруднен, но большую трещину возможно увидеть невооруженным глазом, тем более жидкость, вытекая – создает под автомобилем лужу, особенно после простоя автомобиля.

При подозрении на подтекании хладагента, самый простой способ проверки на течь – отметить текущий уровень жидкости маркером на расширительном баке. Затем, проехав несколько десятков километров, сверить отметку с уровнем.

Если мы имеем дело с более крупным подтеканием, при котором нужно постоянно контролировать и доливать хладагент, лучшим способом диагностики места течи будет поднятие автомобиля на подъемнике

Ремонт радиатора

Автомобильный радиатор не сложен, но, к сожалению, из-за месторасположения очень чувствителен к повреждениям. Некоторые поврежденные радиаторы возможно восстановить, но это зависит от величины трещины.

Если отверстие не большое, то в радиатор нужно налить специальный порошок или залить жидкость. Герметик радиатора смешивается с охлаждающей жидкостью, и когда ОЖ начнет течь, то герметик, выходя вместе с ней, при контакте с воздухом начнет затвердевать. При выборе из наиболее качественных, рекомендуем присмотреться к Prestone, K2 и Liqui Moly.

Необходимо понимать, что ремонт не решит проблему, и необходимо в ближайшее время поврежденный радиатор заменить на новый, особенно если герметик для радиатора не помог.

Чистка радиатора

Иногда радиатор не способен нормально функционировать из-за образовавшихся в нем загрязнений и осадки сильно ограничивают эффективность охлаждения. Избавиться от них возможно используя специальную жидкость для очистки радиаторов.

Достаточно влить ее в радиатор, и после промывки залить новую охлаждающую жидкость. Эта процедура требует некоторых навыков, но задача не сложная.

После, стоит сделать еще один важный шаг – очистить сам радиатор снаружи. На его поверхности собирается много грязи, листьев и насекомых. Уровень внешней чистоты также влияет на производительность радиатора.

Как выбрать

Когда пришло время покупать новый радиатор, определенная часть владельцев выбирает – радиатор б/у. В таком случае, этим владельцам рекомендовано приобрести автомобиль более дешевый в обслуживании, так как покупка подержанных запчастей – “кот в мешке”.

Заменяя радиатор проблемы могут возникнуть с вентилятором радиатора. Теоретически его можно легко снять со старого радиатора, но не всегда все так просто, потому что крепежные винты могут настолько сильно заржаветь, что их невозможно будет открутить.

Рынок радиаторов ОЖ довольно таки широк, поэтому если Вы заинтересованы в качестве комплектующих Вашего автомобиля – во время покупки необходимо обратить особое внимание на производителя. В другом случае, покупка китайского продукта на рынке или АлиЭкспресс от неизвестного производителя со временем очень огорчит.

Лучшие радиаторы производят такие ведущие компании как AVA, Behr, Valeo, HELLA, NRF, Loro, Nissens.

NRF

Компания NRF на рынке с 1927 года. В настоящее время этот производитель является поставщиком как частей, используемых на сборочной линии, так и запасных частей. NRF специализируется в основном на производстве компонентов для систем кондиционирования и охлаждения. Ассортимент включает в себя запчасти для всех транспортных средств. Приоритетом является качество, поэтому, когда мы решаем купить продукцию этой марки, мы получаем высококачественный товар.

Loro

Loro – компания, занимающаяся производством автомобильных запчастей для легковых и грузовых автомобилей. Все продукты, включенные в ассортимент производителя, произведены в Польше. Компания уделяет большое внимание развитию и экологии, результаты которых можно увидеть, когда мы получим заказ, так как он упакован в экологически чистый материал. В ассортименте Loro мы находим в основном элементы системы охлаждения, а также детали кузова и освещения автомобиля. Наибольший интерес вызывает радиатор, предназначенный для BMW E39.

Nissens

Nissens является поставщиком высококачественных автомобильных деталей с 1921 года. Основной специализацией этой компании является производство радиаторов и элементов тепловых систем. Ассортимент включает в себя товары для всех легковых автомобилей, автофургонов и грузовых автомобилей. Детали этой марки используются некоторыми автомобильными концернами на сборочной линии. Высокое качество продукции и стремление продлить срок службы производимых деталей способствовали росту популярности компании. Наиболее часто выбираемым продуктом является радиатор для воды, разработанный для BMW E46.

Valeo

Французская компания Valeo была основана в 1923 году и специализируется на производстве автомобильных запчастей для первичного и вторичного рынка. Valeo – лидер среди производителей автозапчастей, и продукция компании используется такими производителями, как Renault, Citroen, Fiat, Volkswagen, Audi при сборке автомобилей на заводе. Решив купить запчасти этой марки, мы можем быть уверены в покупке продукции самого высокого качества. Радиаторами этой марки чаще всего интересуются владельцы BMW F30.

Эффективный и качественный радиатор является гарантией правильной работы системы охлаждения, одной из важнейших систем, входящих в состав автомобиля. Поэтому обслуживать и ремонтировать необходимо на столько качественно, на сколько Вы хотите продлить срок службы автомобиля в целом.