В мире существует огромное многообразие авто, которое классификация создана для структурирования. К сожалению, не существует единой и исчерпывающей системы классификации автомобилей. Мы постараемся показать, классификацию автомобилей по классам и чем они отличаются друг от друга.

Классификация легковых автомобилей

Хотя классификация авто, принятая в Европе, не считается идеальной, она все же считается самой удобной и широко распространенной во всем мире. Эта система использования не ограничивается только странами Европейского содружества, но также применяется на многих других рынках, включая российский.

А-класс

На дорогах с каждым годом становится все меньше автомобилей класса А, также известных как микроавтомобили или сити-кары, а порой просто называемые “мини”. Этот класс машин является самым младшим в классификации и находится на грани исчезновения среди автомобильного рынка.

Peugeot 107, Kia Picanto и Daewoo Matiz – это типичные представители класса А авто. Обычно их габаритная длина не превышает 3800 мм, а объем двигателя редко превышает 1-1,2 литра.

B-класс

Класс супер мини, известный как рыночный сегмент, все еще остается популярным в Европе, где его называют “большим мини” или “больше чем мини”. Это связано с тем, что авто класса B в данной категории крупнее по сравнению с А-классом.

Существуют разнообразные модели B-сегмента, которые могут быть длиной около четырех метров. Объем двигателей обычно составляет от 1,2 до 1,6 литра, но также встречаются мощные спортивные модели с двигателями объемом 2 литра, будь то атмосферные или турбированные.

На российском рынке можно найти большое количество хэтчбеков класса B, таких как Ford Fiesta, Opel Corsa, Toyota Yaris. Кроме того, здесь также представлены седаны-супермини, включая Hyundai Solaris, Kia Rio, Volkswagen Polo и Lada Granta.

С-класс

В честь Volkswagen Golf, одного из первоначальных представителей небольших хэтчбеков и самой популярной модели в этом сегменте, названного гольф-классом, этот сегмент получил свое название. Сегодня первый Golf считался бы супер мини, так как современные авто класса С имеют длину до 4,5 метров и двигатели объемом от 1,6 до 2 литров. В то же время, некоторые автомобили из сегмента С имеют меньший или больший объем двигателя. Например, Golf оснащался как турбомоторчиком 1.2 TSI, так и 2,8-литровым атмосферным VR6 в разные времена.

В классе С представлены такие, как Toyota Corolla, Ford Focus, Peugeot 308 и Opel Astra.

D-класс

Авто класса D, также известные как средний класс, когда-то были важным сегментом на рынке, но сейчас они уступают свои позиции кроссоверам и внедорожникам. В этом классе модели имеют габаритную длину от 4400 до 4800 мм и объем двигателя от 2 до 2,5 литра. Седаны и универсалы преобладают среди типичных представителей этого класса, таких как Ford Mondeo, VW Passat, Mazda6, BMW 3 серии и Audi A4.

E-класс

Автомобили бизнес-класса из Е-сегмента отличаются не только большими размерами (габаритная длина иногда достигает пяти метров), но и роскошным, просторным салоном с дорогой отделкой. Кроме того, у этих машин есть широкий выбор мощных двигателей (от 2 литров и больше) и богатое оснащение.

В данном сегменте представлены такие модели, как Audi A6, BMW 5 серии и Mercedes-Benz E-класса.

F-класс

Среди авто класса F, которые превышают 5 метров в длину, находятся высококлассные модели Mercedes-Benz S-класса, BMW 7 серии, Audi A8, Bentley Continental Flying Spur и Rolls-Royce Phantom. Важно отметить, что в данном классе нет ограничений по объему двигателя и уровню оснащения.

Дополнительные сегменты

Назначение моделей определяется последними тремя буквами в европейской классификации, в то время как первые пять букв отражают возрастающие габариты легковых автомобилей.

Список спортивных машин, обозначаемых буквой S-класс по европейской методике, включает в себя все купе и кабриолеты, доступные на рынке. Он не делает разницы между недорогим родстером Mazda MX-5 и элитарным Bugatti Veyron, который в разы более мощный. Все эти автомобили относятся к одному классу, несмотря на различия в характеристиках. Однако, S-класс по европейской методике не связан с одноименной маркой Mercedes-Benz, чьи автомобили не все являются спортивными.

На рынке представлены различные модели компактных и минивэнов, которые были названы европейцами универсалами повышенной вместимости. Они включают в себя маленький Opel Meriva и трёхрядный Kia Carnival. В советские времена эти модели были известны как М-класс, однообъёмные автомобили.

Такое обозначение, как J-класс, включает в себя все внедорожники и кроссоверы, которые присутствуют на рынке. Статус этого класса также вызывает много споров, как и у спортивных моделей и минивэнов. Сюда входят все модели, которые хоть немного могут быть отнесены к категории «внедорожник», начиная от Suzuki Jimny и заканчивая Bentley Bentayga.

Класс Характеристики Примеры
A Длина до 3,8 м, объем двигателя до 1,2 л Daewoo Matiz, Peugeot 107, Kia Picanto
B Длина около 4 м, объём двигателя до 2 л Ford Fiesta, Opel Corsa, Toyota Yaris, Hyundai Solaris, Kia Rio, Volkswagen Polo, Lada Granta
C Длина до 4,5 м, объём двигателя 1,6–2 л VW Golf, Toyota Corolla, Ford Focus, Peugeot 308
D Длина от 4,4 м до 4,8 м, объём двигателя 2–2,5 л Ford Mondeo, VW Passat, BMW 3 серии, Audi A4
E Длина около 5 м, объём двигателя от 2,5 л Toyota Camry, Audi A6, BMW 5 серии и Mercedes-Benz E-класса
F Длина более 5 метров, объём двигателя не ограничен Mercedes-Benz S-класса, BMW 7 серии, Audi A8, Bentley Continental Flying Spur, Rolls-Royce Phantom
S Спортивные  (купе и кабриолеты) Mazda MX-5, Bugatti Veyron
M Однообъемные модели (компакт- и минивэны) Opel Meriva, Renault Scenic, Ford Galaxy, Kia Karnival
J Внедорожники и кроссоверы Renault Duster, Bentley Bentayga

Новые подклассы европейской классификации

Вопрос классификации автомобилей в Европе имеет свои особенности и предлагает четкое разделение легковых моделей на пять размерных классов. Однако в случае внедорожников и однообъемников возникают определенные сложности.

Европейская система по умолчанию не делает различий между вседорожниками, что означает, что как городской кроссовер Peugeot 2008, так и мощный Toyota Land Cruiser 300, и даже пикап Mitsubishi L200, предлагается рассматривать в качестве представителей сегмента J.

Недавно появившаяся надстройка в классификации авто добавляет немного порядка в эту смесь. Новые типы автомобилей были введены в аббревиатуру внедорожника – SUV (Sport Utility Vehicle). Каждому легковому размерному классу соответствует определенная буква, добавляемая к аббревиатуре.

Вот как это выглядит. Внедорожники и кроссоверы, построенные на базе моделей гольф-класса (С-класс), называются C-SUV – то есть внедорожный автомобиль С-класса. Примером может служить Tiguan, построенный на платформе VW Golf. Ауди Q5, который является более крупной моделью, принадлежит к классу D-SUV – его основой является модульная платформа MLB концерна Volkswagen.

Существует еще один уровень классификации для однообъемных автомобилей. Например, Opel Meriva, который основан на хэтчбеке Opel Corsa, имеет название B-MPV (Multi Purpose Vehicle – многофункциональный автомобиль). Микровэн – это альтернативное название для этого класса. Большая Zafira, которая основана на платформе Opel Astra, является С-MPV или компактвэном.

Расширенная классификация спортивных

Ранжирование спортивных моделей происходит совершенно по-другому. Вместе с естественным делением по типам кузова (обычно это купе или родстер), самые скоростные авто на рынке ранжируются на основе их динамических характеристик. Хотя это неофициальная и в некоторой степени субъективная классификация, она легко позволяет понять различия между Mazda MX-5 и Porsche 911, Toyota GT-86 и Ferrari 812 Superfast.

Гиперкары, суперкары и спорткары – это основные классы спортивных моделей. Суперкаром считается автомобиль, достигающий скорости 250 км/ч и ускоряющийся до 100 км/ч за 4,9 секунды или быстрее. Что касается гиперкаров, то они способны достигнуть скорости 320 км/ч и развить 100 км/ч за менее чем 3 секунды.

Американская классификация

В Америке, как и в Европе, автомобили разделены на классы по схожей «габаритной» схеме, но система классификации легковых автомобилей в США имеет свои особенности.

В США класс B – это Subcompact, американский эквивалент европейского С-класса (гольф-класса), в то время как класс Compact включает в себя автомобили европейского класса B. Машины классов Е (бизнес-класс) и F (люкс-класс) объединены в категорию Large (большие). Европейский D-класс соответствует американскому Mid-size.

Классификация по престижу

Позиционирование и престиж являются ключевыми факторами, которые американская и европейская классификации автомобилей полностью игнорируют. Это объясняет, почему модели, которые принадлежат к одному сегменту по размеру, имеют значительные различия в цене.

Поэтому, для определения классификации авто, часто используется их рыночное позиционирование и престиж. В этом случае автомобили разделяются на четыре большие группы, которые отличаются от “размерной” классификации тем, что включают в себя не только модели, но и целые бренды.

Бюджетные

Бренды, предлагающие самые низкие цены на свою продукцию, стараются предложить автомобили с максимальным уровнем комплектации и мощности двигателя, но при этом по выгодной цене. В качестве примера можно привести румынскую Dacia или японский Datsun, которые являются хорошими представителями бюджетных брендов. Также в эту категорию можно отнести автомобили Daewoo и Lada.

Демократичные

На рынке присутствует огромное количество брендов, и самый массовый сегмент насчитывает большинство из них. Kia, Hyundai, Skoda, Volkswagen, Toyota, Renault, Peugeot, Mitsubishi, Nissan и многие другие – перечисление этих брендов невозможно.

Маркетологи проводят дополнительную классификацию этих марок по степени престижности. Например, Kia и Renault считаются более доступными и находятся в нижней или средней части демократичного сегмента, в то время как Mazda и Volkswagen приближаются к следующему классу, известному как премиальный.

Премиальные

В поисках более высокой прибыли, многие автомобильные бренды мечтают о переходе из бюджетного сегмента в премиальный. Однако, конкуренция в этом сегменте также является огромной.

В список премиальных брендов входят “большая немецкая тройка” – Mercedes-Benz, BMW и Audi, а также Porsche. Также в этом списке представлены японские бренды Lexus, Infiniti, Acura, английские Jaguar и Land Rover, американские Cadillac, Lincoln, а также с некоторыми оговорками Tesla. И недавно к ним присоединился корейский бренд Genesis, который пытается закрепиться в этом сегменте.

Люксовые

Автомобили Rolls-Royce, Ferrari, Lamborghini, Bentley, Maserati, Maybach и Bugatti относятся к люксовому классу и предназначены для самых состоятельных покупателей. Они являются наиболее дорогими и недоступными для большинства автовладельцев.

Использование двойной классификации

Для более точного определения координат конкретной модели в рейтингах классификации используется метод двойного определения, который учитывает как размеры, так и рыночное позиционирование. Например, премиальный седан среднего класса BMW 3 серии, демократичный седан среднего класса Ford Mondeo, а также категория бюджетных хэтчбеков класса B, к которой относится Datsun Mi-Do.

Классификация внедорожников по назначению

Автомобили повышенной проходимости, помимо указанных классов, классифицируются в зависимости от их внедорожных возможностей и предназначения.

Кроссоверы

В некоторых случаях, это типичные автомобили с повышенным клиренсом и полным приводом. Однако, наиболее распространенная категория современных внедорожников больше похожа на обычные легковые авто, а не на настоящие внедорожные модели.

Эти автомобили имеют несущую конструкцию кузова, независимую подвеску и ограниченную защиту днища. Для полного привода в них используются дешевые трансмиссии. Обычно это простая многодисковая муфта, которая автоматически включает задние колеса только в случае пробуксовки передних колес.

Профессиональные внедорожники

Модели профессиональных внедорожников являются антиподами кроссоверов. Их первоначальным назначением было использование в условиях плохих дорог или их полного отсутствия. Одними из характерных признаков профессиональных внедорожников являются рамная конструкция кузова, прочная подвеска на неразрезных мостах спереди и сзади, полноприводная трансмиссия с возможностью жесткой блокировки межосевого и, иногда, межколесных дифференциалов. Кроме того, обязательным компонентом является понижающий редуктор.

Каждый год выбор внедорожников на рынке становится все меньше. УАЗ Хантер, Mercedes-Benz G-класса первого поколения, Land Rover Discovery I, Nissan Patrol GR и Suzuki Jimny – все они относятся к этому классу.

Универсальные внедорожники

Модели, включающие в себя лучшие характеристики кроссоверов и профессиональных вездеходов, считаются универсальными внедорожниками. Примером идеальной универсальной модели является Toyota Land Cruiser Prado. Она объединяет мощное рамное шасси и заднюю зависимую подвеску с комфортной передней многорычажкой, высоким уровнем оснащения и мощными двигателями.