Водяной насос — что нужно знать?!

Водяной насос (насос охлаждающей жидкости) является одной из наиболее важных частей системы охлаждения. Каково его местоположение? Как это работает? Когда он выходит из строя и в чем причина его отказа? Как обслуживать водяной насос? Как распознать, что произошел сбой водяного насоса?

Отказ водяного насоса может иметь крайне неприятные последствия. Результатом его повреждения может стать перегрев и не только. Поэтому особое внимание должно быть уделено этому компоненту.

Расположение, конструкция и роль

Насос охлаждающей жидкости является сердцем системы охлаждения. Помимо этого, система включает в себя такие компоненты, как радиатор, вентилятор радиатора с термовыключателем (приводимый в движение электродвигателем или вискомуфтой, передающий привод от двигателя), термостат, бак охлаждающей жидкости, жесткие и гибкие шланги охлаждающей жидкости, а в более новых автомобилях также электронные датчики.

Как работает система охлаждения? В ней используется расходная жидкость — охлаждающая жидкость, изготовленная на основе деминерализованной воды, смешанная в правильных пропорциях с гликолем, спиртом, антикоррозийными добавками, пеногасителями и т.д. Жидкость подбирается под материал, из которого изготовлен радиатор автомобиля.

Система охлаждения начинает работать сразу после запуска автомобиля. Водяной насос (насос охлаждающей жидкости) приводится в движение ремнем ГРМ, цепью ГРМ или клиновым ремнем. Благодаря ее работе охлаждающая жидкость начинает циркулировать по всей системе охлаждения автомобиля. Первоначально, сразу после запуска двигателя, она обходит радиатор. Благодаря специальным каналам внутри двигателя охлаждающая жидкость промывает стенки цилиндров и достигает головки двигателя. Давление жидкости зависит от нагрузки двигателя, обычно жидкость находится под давлением от 1 до 1,5 бар.

Когда двигатель достигает рабочей температуры, температура охлаждающей жидкости также увеличивается. После достижения соответствующих значений, из-за температуры, термостат открывается. В результате охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большой цепи с кулером. Отныне система охлаждения выступает гарантом, от перегрева двигателя. Система охлаждения также обеспечивает обогрев салона, так как жидкость протекает через нагреватель. Кроме того, в автомобилях с клапаном рециркуляции отработавших газов система протекает через охладитель клапана рециркуляции отработавших газов.

В связи с тем, что охлаждающая жидкость может проходить через насос охлаждающей жидкости без необходимости его запуска, можно использовать такие решения, как стояночный отопитель и электрические нагреватели двигателя с собственными электронасосами для приведения жидкости в движение.

Где установлен охлаждающий насос? На самом двигателе, чтобы его можно было приводить в движение с помощью ремня ГРМ, цепи ГРМ или поликлинового ремня, в зависимости от используемого в автомобиле решения.

Как устроен водяной насос? Насос не имеет сложной конструкции. Он состоит из четырех основных элементов:

  • ведущее колесо, на которое крутящий момент передается от шкива коленчатого вала через ремень ГРМ, цепь ГРМ или поликлиновой ремень, в зависимости от конструкции;
  • крыльчатка из металла или пластика, который приводит в движение охлаждающую жидкость;
  • установленный вал, на противоположных концах которого установлены ведущее колесо и рабочее колесо;
  • металлический корпус;

Кроме того, так же используются уплотнения.

Симптомы неисправности водяного насоса

Как распознать когда насос охлаждающей жидкости вышел из строя?

Выход из строя водяного насоса возможно наблюдать по типичным симптомам:

  • металлический шум из-под капота, обычно очень громкий;
  • высокая температура охлаждающей жидкости, которая будет видна на индикаторе, расположенном на приборной панели;
  • потеря охлаждающей жидкости и под автомобилем появляются пятна;

Повреждение водяного насоса очень опасно, так как может привести к перегреву двигателя и даже к его заклиниванию из-за длительного отсутствия охлаждения и перегрева моторного масла. Утечка хладагента также может повредить ремень ГРМ.

Водяной насос не выходит из строя через какое-либо время, и не имеет определенный интервал замены. Поэтому необходимо реагировать на симптомы поломки.

Причины выхода из строя водяного насоса

Существует немало причин, которые могут повредить водяной насос. Вот наиболее распространенные:

  • коррозия в системе охлаждения из-за использования воды вместо охлаждающей жидкости или старой охлаждающей жидкости, которая потеряла свои антикоррозийные свойства;
  • коррозия в системе охлаждения из-за поврежденной прокладки под головкой — выхлопные газы, попадающие в охлаждающую жидкость, вызывают химические изменения в жидкости и потерю антикоррозионных свойств;
  • повреждение ведущего колеса из-за плохого натяжения ремня ГРМ, поликлинового ремня или цепи ГРМ;
  • точь жидкости из насоса из-за повреждения контактного кольца;
  • повреждение подшипников насоса;
  • повреждение пластиковых лопастей рабочего колеса;

Обслуживание водяного насоса

Как правильно обслуживать водяной насос, ухаживать за ним, чтобы прослужил как можно дольше?

Основой является использование соответствующей охлаждающей жидкости с параметрами, установленными производителем автомобиля. При использовании универсальных жидкостей их необходимо заменять каждые 2 года. Таким образом, система может быть защищена от коррозии.

При замене ремня ГРМ, цепи ГРМ или поликлинового ремня, который приводит в движение водяной насос, всегда необходимо заменить сам насос. И наоборот — каждый раз, когда Вы меняете насос, Вам необходимо заменить ремень или цепь.

Стоимость водяного насоса (помпы)

В зависимости от производителя и таких факторов как наценка продавца, цена варьируется от 1000 +/- рублей.

Какой Ваш выбор насоса/помпы?

Рекомендуется всегда устанавливать только новые насосы. Помпа с разборки приведет только к дополнительным расходам, связанным с заменой после неопределенного срока службы б/у насоса на новый.

Что нужно для замены насоса

  • новый водяной насос (помпа);
  • новый привод ГРМ, например, комплект ремня ГРМ или поликлиновой ремень, если он приводит в движение насос;
  • новая охлаждающая жидкость;

Водяной насос имеет простую конструкцию и не относится к дорогим деталям. Однако это оказывает огромное влияние на состояние двигателя. Поэтому Вы должны помнить, чтобы заменить его вовремя, не забудьте заменить хладагент и реагировать на его неисправности.

Полезные статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.