Это дополнение к статье-обзору BMW E46, в которой раскрывается тема более о самом кузове, об преимуществах и недостатках “тройки”, рекомендации по выбору и частично затронут вопрос о проблемах с БМВ Е46.

Данная статья посвящен исключительно проблемам связанных с БМВ Е46, а если быть более корректным, то тем проблемам, с которыми ВОЗМОЖНО Вы столкнетесь сразу после покупки или во время эксплуатации машины, и не следует их рассматривать как показатель надежности модели или ее безопасности в целом. Так же будут указаны возможные неисправности, которые официально признал производитель.

Отдельно хотелось бы заметить один важный момент, который все знают, но часть из нас не учитывает при возникновении поломки – надежность автомобиля зависит от величины Вашего к нему вниманию, а внимание – это блюдо из двух ингредиентов – национальная/иностранная валюта и щепотка качества, что касается второго, то за это машинка Вас на долго отблагодарит.

Как Вы знаете, БМВ 3 Е46 – это не новый автомобиль, и гарантия от производителя давненько уже “запылилась”, поэтому, если Вы только рассматриваете вопрос покупки автомобиля, взвешиваете все “за” и “против” и все что на глаза и ум придет – так же рекомендуем взвесить, так как это уже давно как б/у автомобиль, и ожидать возможно от него проблем от всего что в нем установлено, особенно если автомобиль до Вас был у руках “наездника”. Так же отметим, что проблемы не касаются каждого автомобиля, так как возникновение поломок вопрос индивидуальный.

Если же Вы владелец этого прекрасного автомобиля, эта статья для Вас скорее станет простым информационным материалом о своей “Ласточке”, который когда-то Вам может пригодятся. Разумеется, все поместить в статью не возможно, поэтому если что-то будет упущено будем очень признательны за Ваше дополнение, которое Вы имеете возможность оставить в комментариях, за что мы будем Вам очень-при-очень благодарны 🙂

Двигатель

В двигателях M52 и M54 оснащенных системой VANOS (320i, 325i, 328i и 330i), из-за износа выходят из строя уплотнительные кольца поршневого уплотнения VANOS, изготовленных из Buna (материал с ограниченной термостойкостью). Со временем уплотнительные кольца затвердевают и сжимаются, что приводит к потере их функциональных характеристик – это может привести к таким симптомам, как потеря мощности ниже 3000 об/мин, увеличение частоты вращения около 3000 об/мин, более громкий холостой ход и грубая работа.

Уплотнительные кольца поршня находятся под тефлоновым уплотнительным кольцом поршня и обеспечивают его опору. Замена уплотнительных колец требует тефлоновых уплотнений для доступа. Поскольку тефлоновые уплотнения не могут быть удалены из канавки уплотнения поршня, не повредив его, тефлоновые и уплотнительные кольца необходимо заменять одновременно. Для увеличения срока службы уплотнительные кольца Buna можно заменить уплотнительными кольцами из витона.

Блок VANOS имеет два поршневых уплотнения с уплотнительными кольцами, в то время как каждый поршень имеет два размера уплотнительных колец для обеспечения гидравлического уплотнения в двух цилиндрах VANOS разных размеров и дополнительное меньшее уплотнительное кольцо, которое использовалось для уплотнения поршневого подшипника. Уплотнительное кольцо для этого колпачка также было изготовлено из Buna и изношено так же, как и уплотнительные кольца уплотнения поршня.

Решить проблему возможно покупкой ремкомплекта ВАНОС, с последующей заменой колец.

Прокладка корпуса масляного фильтра

Как и во многих мягких прокладках двигателя, уплотнительная прокладка корпуса масляного фильтра (11421719855), является общей проблемой. Эта прокладка со временем затвердевает в результате тепловых циклов, производимых двигателем, и масляных загрязнений, что приводит к протеканию масла. Если масло на стороне водителя, на блоке цилиндров рядом с масляным фильтром, то протекает именно прокладка. В зависимости от величины протекания, это также может привести к тому, что на панели приборов загорится лампочка низкого уровня масла. Бывали случаи, когда течь масла приводила к тому, что ремень соскальзывал и застревал в главном уплотнении за шкивом коленчатого вала.

Отложения в системе впрыска

Отдельно стоит отметить BMW 320i, 325i и 330i оснащенных двигателем M54. В этих автомобилях отложения в системе впрыска и индукции могут привести к нестабильной работе мотора выдавая предупреждение “Service Engine Soon”. Это проблема может быть вызвана:

  • отложениями на кончике топливной форсунки, которые влияют на расход топлива и соотношение воздушно-топливной смеси. Симптомы: колебание оборотов во время ускорения или потеря мощности, низкая топливная эффективность, увеличение выбросов HC и CO, из-за пропусков зажигания загорается индикатор “Service Engine Soon”;
  • углеродистые отложения на клапанах и на портах впускного коллектора, поглощающие топливо во время фазы прогрева, приводят к более жидкой смеси воздуха и топлива. Углеродистые отложения (или накопление) также могут нарушать поток смеси на холостых оборотах. Симптомы: потеря мощности, нестабильный и/или грубый холостой ход, увеличение выбросов HC, CO и NOx, из-за периодических сбоев пропуска зажигания загорается лампа “Service Engine Soon”;

Холодный климат

Чрезвычайно холодные климатические условия в BMW E46 320i, 325i и 330i с двигателем M54 могут привести к накоплению и замерзанию влаги в:

  • в маслоотделителе двигателя;
  • шланге к направляющей трубе масляного щупа;
  • отверстии в направляющей трубке щупа;

В зависимости от положения клапана вентиляции картера, при возникновении этой проблемы может произойти следующее:

  • протекание крышки клапана из-за высокого давления в картере;
  • повреждению двигателя из-за гидроблокировки масла (застрявшее в открытом положении);

Решить проблему возможно заменой вентиляционного клапана картера, вентиляционного шланга картера и направляющего шланга щупа.

Проблема БМВ Е46 в холодном климате

Замените маслоотделитель и шланги (1) на новую конструкцию (2). Если автомобиль уже оснащен новым изолированным вентиляционным клапаном картера и шлангом, замените только направляющую трубку щупа с номером детали 11 43 7 565 437 (для полноприводных моделей xi – 11 43 7 565 438). Ремонтный комплект масляного сепаратора – 11 61 7 534 237. Шланг – 11 15 7 532 629

Натяжители цепи

Двигатель BMW N42 был подвержен течи масла из прокладок крышки коромысла и соленоидных уплотнений VANOS.

Оригинальные натяжители цепи ГРМ в BMW E46 318i (N42B20) могут преждевременно изнашиваться и ослабевать. Если это произошло, цепь может проскальзывать и подпрыгивать по одному зубу за раз, что отрицательно влияет на синхронизацию выпускного распредвала. Если цепь проскальзывает, это приведет к разрыву направляющей цепи при контакте поверхности с цепью. В худшем случае изменение фаз газораспределения выпускных клапанов может привести к тому, что клапаны попадут на коронки поршня, из-за чего штоки клапанов погнутся – если это произойдет, двигатель необходимо будет восстанавливать. Если цепь скачет, диагностика может указывать на неисправность датчика распредвала.

В 2003 году BMW представила более длинные натяжители цепи.

Электроника

Из-за производственной проблемы с электроникой вспомогательного вентилятора охлаждения, которая могла вызвать перегрев вентилятора, снижается производительность системы охлаждения, что влечет за собой перегрев двигателя.

Вентиляционный клапан картера

Система PCV (принудительная вентиляция картера) предназначена для отделения масла от маслянистого перемешанного воздуха, который создает давление в картере двигателя. Шланги и сепараторы подвержены изнашиванию горячего масла, которое внутри может накапливаться и вызывать проблемы. В связи с этим, чтобы предотвратить засорение скоплений масла из вентиляционных отверстий систему PCV следует рассматривать как элемент технического обслуживания и регулярно ее менять.

Несомненный признак засорения или сужения компонентов PCV заключается в том, что из-за давления все уплотнения вокруг картера (а это крышка ГРМ, масляный поддон и особенно крышка клапана) начинают протекать маслом. Проблема решается покупкой комплекта сапуна для защиты картера и последующей его заменой.

Закрылки впускного коллектора

Специальные заслонки во впускном коллекторе BMW 320d E46 закрываются, когда прекращается работа двигателя БМВ М47. Это необходимо для обеспечения плавной остановки мотора путем отключения подачи воздуха (в дизельном автомобиле невозможно отключить зажигание, как в бензиновых двигателях, поскольку нет классических свечей зажигания, а сгорание осуществляется с помощью так называемого самовоспламенения).

К сожалению, эти закрылки имеют свойство ломаться, и его надломленные части попадают в цилиндры двигателя, повреждая клапаны, а иногда и весь двигатель. Дополнительным недостатком этих закрылок является то, что с течением времени на них скапливается грязь, и это приводит к ухудшению потока воздуха в двигатель и снижению мощности.

На более новых моторах этот дефект устранен путем установки закрылок другим способом – так, чтобы они не попали в коллектор.

Система охлаждения

Система охлаждения E46 состоит из пластиковых фитингов, зажимов и резервуаров, которые все имеют склонность к растрескиванию, что вызывает серьезные проблемы с протеканием охлаждающей жидкости и падением давления. При возникновении вытекании ОЖ нужно заменить все ключевые точки вышедшых из строя и промыть систему оригинальной охлаждающей жидкостью.

Коробка передач

BMW E46 328i и 330i выпущенных до января 2003 года и оснащенных механической коробкой передач могут иметь проблемы с рычагом переключения:

  • тяжело переключается на и с 5-й передачи;
  • проблема в переходе с 5-й и задней передачи обратно в нейтральное положение;

Эта проблема возникает из-за слипания штифта вала пятой передачи и заднего хода из-за неисправной втулки, установленной в отверстии вала селектора коробки передач. Для этого необходимо заменить пятую и заднюю втулки штифта вала переключения передач.

В моделях с механической коробкой передач так же могут протекать пробки сливного отверстия, которые необходимо заменить.

У автомобилях с автоматической коробкой передач (325i, выпускаемые с октября 2002 года по декабрь 2003 года, а также 330i выпущенных с марта 2003 года по декабрь 2003 года) могут возникнуть проблемы при переключении с “парковки” после холодного запуска: наблюдается задержка от 2 до 30 секунд при включении “драйв”. Эта задержка вызвана недостаточным повышением давления для переднего сцепления С1 во время первого переключения “парковка” в “драйв” после длительной (например, ночной) парковки. Чтобы исправить, модуль управления с автоматической электронной коробкой передач (“EGS”) необходимо перепрограммирование блока управления.

Автоматическая трансмиссия так же может проскальзывать или загораться лампа “Check Engine” из-за проскальзывания муфты гидротрансформатора (TCC) или неисправности соленоида TCC.

Рулевое управление

После пробега в 150 000 км возможен скрип или шум от вала шестерни рулевого механизма, когда рулевое колесо поворачивается слева направо. Проблема возникает из-за недостаточной смазкой уплотнения вала шестерни рулевого механизма. Для решения вопроса, нужно в гидроусилитель руля добавить жидкость для смазки уплотнения вала шестерни, в противном случае рулевые тяги изнашиваются очень быстро, а замена их не дешевая.

Вибрации рулевого колеса могут быть связаны с плохой изоляцией насоса гидроусилителя.

Подвеска

Задний дифференциал передает крутящую нагрузку от двигателя через подрамник и в шасси – эта постоянная нагрузка и разгрузка ослабляют металлический лист вокруг опор заднего подрамника, вызывая его ослабление и отсоединение от шасси.

По сравнению с E36, задняя подвеска в E46 имеет поперечину на двух передних точках крепления подрамника – эта поперечина защищает передние точки крепления, тем самым уменьшая скручивающее действие на листовой металл. В результате, нагрузка в передней части подрамника передается на левую заднюю часть подрамника и вызывает трещины в листовом металле в этой области. Чтобы решить эту проблему, были разработаны комплекты для укрепления задней балки Е46, которые утолщают металл и распределяют нагрузку по большой площади.

Укрепление заднего шасси в БМВ Е46

Трещины на креплениях балки заднего моста исправляются специальным комплектом в критических областях на задней части пола

Для модельного ряда 46-х выпущенных с 8 мая 2004 года по 22 июня 2004 года – отверстия в ступице колеса в ободе могут быть слишком маленькими. В результате колесо может не соприкасаться с тормозными дисками должным образом, и, хотя болты колеса были затянуты с правильным крутящим моментом, болты колеса могут ослабнуть.

Выходной вал редуктора переднего моста

Передние мосты на полноприводных БМВ Е46 известны своими проблемами, особенно с внешними шарнирами приводного вала и гофрированным кожухом. Эти проблемы чаще появляются на автомобилях с пониженной посадкой, поэтому важно периодически обращать внимание на шарниры. Если вовремя заметить, достаточно заменить комплект гофрированного кожуха (внешней – 31607507402, который чаще всего может подарить неприятное настроение, и внутренний – 31607507403).

Если кожух порвался, существует высокая вероятность того, что соединение высохло и было загрязнено дорожной грязью или песком. В этом случае плотное соединение быстро изнашивается, и необходимо будет заменить всю ось.

Втулки заднего подрамника (балки)

Балка заднего моста получает много нагрузок в БМВ Е46 от бокового движения. Помимо самого подрамника, сайлентблоки принимают на себя большую нагрузку и впоследствии изнашиваются, что вызовет удары и характерный треск, и ускорит износ самого подрамника. Другими симптомами могут быть дискомфорт во время поездки от задней подвески и самопроизвольное увеличение угла наклона задних колес, что приводит к быстрому износу задних шин изнутри (даже после 40 000 км новые шины могут быть полностью изношены).

Помимо усиления подрамника, неплохо бы убедиться, что все сайлентблоки пригодны к использованию.

Бочкообразная задняя пружина

Задние пружины известны тем, что могут ломаются в нижней части. Это связано с тем, что вода и дорожная соль будут накапливаться в этой области и разъедать и ослабевать стальную пружину, вызывая ее разрыв в процессе сжатия. Задние пружины для моделей с задним приводом – 33531095736, и для полноприводных моделей – 33536756975.

Эластичная муфта

Вибрация, которая ощущается по кузову автомобиля, может указывать на изношенную эластичную муфту (26117511454) и промежуточную опору (26127501257) на ведущем валу. Основная функция муфты состоит в том, чтобы поглощать вибрацию, а когда она изношена, то передает вибрации по всему шасси автомобиля. Если муфту не менять, то фактически она начнет разрываться и может повредить фланец шестерни на дифференциале. Изношенные центральные подшипники будут нагреваться, и в последствии препятствовать свободному вращению приводного вала, а это чревато очень серьезными проблемами.

Интерьер

На BMW E46 3 серии выпущенных с июня 1998 года при движении, на скорости по большим кочкам могут неожиданно сработать боковые подушки безопасности, проблему возможно решить перепрограммированнием блока управления подушками безопасности.

Автомобили выпущенные в период с декабря 2001 года по март 2003 года, надувная подушка безопасности переднего пассажира может быть собрана с неправильно изготовленными пропеллентными пластинами. В случае аварии, инфлятор может разорваться и привести к ненормальному срабатыванию подушки безопасности, увеличивая риск травмирования переднего пассажира.

BMW Е46 производством с 1 января 2002 года по 31 декабря 2005 года, при наличии высокого уровня абсолютной влажности воздуха газогенератор подушки безопасности водителя может работать со сбоями.

Электрическая часть

Если на приборной панели загорается индикатор “tail lamp out” (“Выключение задних фонарей”), это может означать необходимость в замене кожуха задних фонарей (левый – 63 21 7 165 865, правый – 63 21 7 165 866).

Предупреждение Tail Lamp Out в БМВ Е46

Это проблема распространенная и решается заменой устаревших компонентов.

Итог

Вкратце, BMW E46 – автомобиль который достоин внимания, и все проблемы в большинстве случаев связаны с износом деталей и пожалуй с возрастом. Если вовремя его обслуживать устанавливая качественные комплектующие, то автомобиль Вас долго будет радовать.

Удачи на дорогах, и удовольствия за рулем.